Справочные сведения о сплаве:

Район путешествия: Амурская область.

Маршрут:  река Томь близ моста через федеральную трассу М-58 «Амур» (Чита - Хабаровск) – село Белогорка - город Белогорск – село Тавричанка – село Лебяжье – село Белоусово -  село Светиловка – протока Прорва – река Зея – село Натальино.

Активная часть: 82 км., 3 ходовых дня на рафте по реке Томь с выходом в Зею.

Организация путешествия: за неделю перед сплавом все участники собрались в одно месте, был проведен инструктаж по личному снаряжению, даны рекомендации по подготовке, обозначен маршрут путешествия, правила поведения на сплаве, выданы гермомешки каждому участнику. Подготовлено личное и групповое снаряжение.

Путешествие:

Автобусом из Благовещенска группа туристов «Походофф» отправилась на маршрут. Компания подобралась веселая. На пути к началу маршрута веселые рассказы, шутки и смех не кончались ни на минуту. Планов на первый вечер было громадное, но время таяло прямо на глазах. В 21.00 наш автобус остановился на федеральной трассе Чита-Хабаровск "Амур" на мосту через реку Томь. Выгрузив снаряжение, мы поняли, что унести все за один раз невозможно, поэтому переносили по частям. На реке мы встретили жителя Белогорска, приехавшего со своей женой отдохнуть на природе. При знакомстве он сразу обозначил, что зовут его Игорем. Изрядно выпивший Игорь с широкой улыбкой встретил нас, расспросил о планах, назвав при этом оптимистами, и предложил нам составить ему компанию. разбить лагерь рядом с местом его стоянки. Поблагодарив его за такую гостеприимность, мы двинулись дальше по берегу. Нести 53 килограммовую лодку по узкой тропинке оказалось занятием непростым, поэтому уйти от места стоянки Игоря дальше чем на 200 метров у нас не получилось. Стемнело. Собирать дрова и готовить ужин пришлось уже в сумерках. Нужно отметить что все дружно принялись за работу и параллельно происходило сразу несколько процессов: ставили палатки, накачивали рафт, готовили ужин, готовили снаряжения на следующий день. Все отметили что здесь, за городом, ничего не мешает увидеть звездное небо.

В ожидании автобуса (еще в Благовещенске)

День первый: Солнце в это время встает рано и сразу начинает прогревать воздух. Проснулись мы от того, что в палатке стало душно, на часах 6.30. Выбравшись из спальников мы начали готовить завтрак и собираться в дорогу, в этот день вышли на маршрут в 9.00. Погода была как по заказу солнечной и безветренной, это не могло не радовать, учитывая то, что прогноз за неделю перед нашим выездом обещал дожди все три дня. Усевшись поудобнее в рафте и загребая веслом стали отсчитывать первые километры пути. Уже возле села Белогорка в месте где Томь становится шире и подходит к селу вплотную мы узнали, что значит сесть на мель. Это было первое препятствие, которое нам не удалось обойти. После этого мы стали приглядываться к реке, и начали уже издали отличать глубокие места от мелких, дело оставалось за малым – научится маневрировать рафтом обходя все мелкие места. Признаться, сразу слаженная работа не получалась, то и дело корма направлялась то вправо, то влево. Несколько раз мы поднимали весла и слушали звуки природы: течение реки, пение птиц. Далее не доходя до Белогорска трех километров реку пересекала гигантская ЛЭП. Проходить под ней было жутковато, провода устрашающе гудели. На левом и правом берегу реки то и дело встречались рыбаки. И вот через два с половиной часа от начала нашего пути мы решили остановится и сделать перекус. Место было выбрано приметное -  Белогорский мост через реку Томь по улице Чехова. Сделав небольшой перекус и размяв ноги, мы продолжили движение, впереди нас ждал обед в «характерном месте». Но добраться до характерного места было не так просто, повсюду нас мели, справа, слева прямо по курсу казалось им нет конца. А впереди виднеется второй автомобильный мост. Смотрим издали и принимаем решение проходить по правой стороне, в пролете между второй и третьей колонной. Пройти под другими нет возможности, так как повсюду торчат деревянные столбы прямо из воды. Пройти мост, не задев ни одну из колон, мы все же не смогли. Касание было минимальным, но неприятным. Сказалась все еще не слаженная работа на веслах. Всем хотелось побыстрее пройти город и вернуть природные пейзажи. Наконец Белогорск остался позади и впереди стало видно «характерное место». Решено, останавливаемся на обед. Солнце беспощадно палило. Казалось скрыться от него было невозможно, к тому же заросли тальника оказались не так близко, как на карте. Привязать трос к гибким ветвям тальника оказалось не простым делом, пришлось изрядно повозится, но радовало изобилие дров. Девочки приготовил вкуснейший борщ, который умяли за считанные минуты. Сегодня нам нужно пройти самое большое расстояние. Не теряя времени выходим на маршрут. Повсюду на берегу реки встречаем отдыхающих, и приветствуем друг друга поднятой рукой. Наконец полуденный зной начал спадать, к 18 часам мы пришли к месту где река делится на две части, одна идет в сторону села Ключи, а вторая в сторону села Лебяжье. Уходим вправо. Широкая Томь стала узкой, пейзаж изменился. Местность по обе стороны стала более болотистой, берега кочковатые, а кроме тальника стали появляться дикие яблони, боярышник, березки и редко сосна. Остановится было решено напротив озера. Сегодня мы здорово поработали и прошли почти 40 км. Уставшие, но довольные результатами дня принялись за обустройство лагеря.

День второй:Как и в первый день солнце не дало нам поспать подольше. Но подъем был уже в 7.00. Плотненько позавтракав, вышли на маршрут. По вчерашней договоренности девочки принялись за работу веслами. И нужно сказать что получалось у них не хуже чем чем у парней, а местами даже и лучше. Стояла прекрасная погода и ничего не мешало нашему путешествию. Не далеко от села Лебяжьего мы встретили пастуха, он привел свое небольшое стадо на водопой. Видимо ему стало очень интересно кто это разъезжает тут на лодке. И пастух пошел в разведку. Подошел по реке на минимальное расстояние к нашему рафту и все про нас узнал. Кто мы и откуда, да куда путь держим. Постепенно начал подниматься ветер, девочкам становилось все сложнее и сложнее с ним справляться, вскоре парни их подменили. Это была настоящая схватка с ветром. Казалось что если не грести, то лодка по течению не шла. Нам стоило больших усилий дальнейшее продвижение.  На наше счастье мелей в этот день совсем не было.  Вскоре узкая Томь разлилась на сотню метров в ширину и ловить поток течения стало совсем трудно. Время близилось к 13 часам, было решено остановиться на обед. Место для обеда попалось удачное. Дежурные готовили рассольник с сайрой а остальные купались и иногда им помогали. Постепенно ветер стих. Хорошенько отобедав двинули дальше. Характер местности постепенно менялся, все больше стали появлятся сосны, Томь стала уже не такая мелкая, ловко маневрируя мы буквально неслись до места ночевки, двухдневный опыт управления рафтом дает +3 скорости. Место для ночевки выбрали близ села Светиловка. Берега здесь обрывистые, рафт пришлось поднимать на крутой берег высотой 1,5 метра. Место для ночевки живописнейшее. Времени сегодня было предостаточно, все помылись, накупались приготовили вкуснейших ужин, и немножко порыбачили.

День третий:  Проснулись как всегда рано около 7 часов. Настроение у всех боевое ведь вчера удалось хорошенько отдохнуть, а сегодня как подкрепление к завтраку у нас были сомы и касатка во фритюре. Это блюдо пришлось всем по вкусу.

Когда проходишь село Светиловка нужно быть осторожным, через реку натянут стальной трос, скорее всего переправа. Его достаточно хорошо видно. Натянут на высоте 1,5 метра. Можно просто пригнутся и препятствие пройдено. Чем ближе мы подходили к Зее тем более широкой становилась Томь.

К месту обеда пришли быстро, по времени у нас был запас. Погода была такая что грех было не позагорать и не искупаться. Девчонки быстро приняли положение спиной к солнцу на диком песчаном пляже. Ну а парни накупавшись отправились готовить обед, так как лежать на солнце нам показалось скучным занятием. Обед со всеми "процедурами" растянулся часа на 3. Нужно было идти дальше.

Течение не спеша несло к Зее. И вот наконец мы подошли к тому месту где сходятся две реки. Все наши ожидания по поводу того что нас снесет прямо к Натально не оправдались. Да, течение в Зее более быстрое чем в Томи, но все же его не достаточно чтобы так сносить рафт. Перебраться на противоположный берег не составило труда, как и не составило труда удержать высоту относительно течения, хотя здесь очень широкое место. На середине Зее мы нашли отмель, но не обычную. Заканчивалась она внезапно и глубина уже в полуметре была до 2-х метров , что позволяло нырять в воду прямо с берега. Мы достали фотоаппарат и развлекались по полной делая такие прыжки в воду что позавидовал бы любой спортсмен.

После водных процедур нам оставался последний рывок – 8 км. вниз по Зее до села Натальино.  8 км. прошли за час. Мы были безумно рады тому что все удалось сделать. До прихода автобуса оставался час, его мы провели с пользой, немного просушили рафт, упаковали вещи. За 10 минут до автобуса мы сидели на берегу реки и нам было немного грустно что все закончилось. Но впереди новые маршруты, новые эмоции и впечатления.

P.S. Все перлы, приколы, моменты безумства и т.д. останутся в памяти у каждого писать о них здесь не буду. Обсудить их можно в группе WрatsApp, на форуме и просто при встрече.